Арестованный "Вопль", или привет Джозефу Бродскому от Аллена Гинзберга



Люсьен Карр, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз, Джек Керуак. Имена ярчайших  "битников" для американца звучат приблизительно как "Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко, Войнович" для нас. "Шестидесятники" в Советском Союзе стремились не только освободиться от рамок социалистического искусства - их работы отражали искания поколения, пытавшегося найти себя после войны. 
"Бит-поколение" (от англ. beat - удар; часто переводится как "разбитое поколение") играло в США в чем-то схожую роль, конечно, иначе выражаемую. 

Асоциальное поведение, неприятие традиционных национальных ценностей (американской мечты), специфическая манера одеваться (черный свитер с горлом, темные очки, берет). Прибавьте к этим чертам "битников" подчёркнуто вызывающие тексты. Самым одиозным поэтическим сочинением движения стала поэма Аллена Гинзберга (1926-1997) "Вопль" (Howl, 1955). Уже опубликованный экспрессивный поток сознания был буквально арестован за непристойность. Последовавший суд снял запрет полиции на распространение книги, получившей в ходе процесса дополнительную рекламу и затем многократно переиздававшейся. 

В ленинградской библиотеке Иосифа Бродского хранилось 23-е (!) издание поэмы, выпущенное в 1970 году, с автографом автора: "To Joseph from Allen, with best wishes" ("Иосифу от Аллена с лучшими пожеланиями"). Небрежность Гинзберга в написании собственного имени заставила нас внимательно сличать почерк данного посвящения с автографами поэта, выставленными на eBay (недешево, кстати). Сомнений нет: культовый американский бунтарь Гинзберг, открыто выступавший против преследования инакомыслящих в СССР, передал Бродскому в Ленинград свою главную книгу. 

История распорядилась так, что совершенно несхожие между собой Бродский и Гинзберг теперь соседствуют в списках ключевых американских авторов последних десятилетий, а в Нидерландах даже поставлен спектакль, соединивший их произведения в единое действо на сцене.