Маленькая ода мосту, или Как выбраться из лондонского Челси?



Бродский ответил на этот вопрос двояко. С одной стороны, все лондонские достопримечательности в стихотворении «Темза в Челси» (1974) постепенно уводят читателя из  Челси вниз по течению Темзы к Вестминстерскому дворцу. С другой стороны, поэт прямо констатирует:

Тусклый взгляд из себя прочней, чем железный мост
Принца-Áльберта; и, говоря по чести,
это лучший способ покинуть Челси.

На тот момент сомнение в прочности моста Альберта – не изящный комплимент в пользу «взгляда из себя», а абсолютно прозаическое замечание. Недаром в народе ему дали прозвище The Trembling Lady - «дрожащая леди».  Построенный в 1873 году, мост попал в кадры нашумевшего фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин» (1971), но хрупкая конструкция могла помешать его встрече с проницательным взглядом русского поэта. После войны мост обветшал и находился под угрозой сноса. За два года до прогулки Бродского по Челси Совет Большого Лондона принял судьбоносное решение добавить двухстоечную опору посередине центрального пролета, что изменило его схему, но сохранило для потомков. Встреча, как мы знаем, состоялась. 

Мосты у Бродского разводят крыльями, мостом может стать лестница, соединяющая земное и небесное; ленинградские, итальянские мосты то и дело встречаются в стихах поэта, который видел, пожалуй, не одну сотню этих сооружений. Только в знакомом ему Гамбурге, родном Петербурге и обожаемой Венеции (именно в такой последовательности они делят европейский олимп по количеству мостов) их несколько тысяч. На фотографиях и открытках из его архива портреты мостов через каналы Сигел и Гроенбург в Амстердаме, Золотые ворота в Сан-Франциско, мост Александра III в Париже и многие другие.

мост2.jpg

Мост Альберта в этом ряду особенный, но не потому, что попался поэту на глаза, пока он гостил у Марго Пикен в фешенебельном Челси. После Второй Мировой войны мост Альберта остался единственным мостом в мире, построенным в виде кабельно-вантовой  системы Ордиша-Лефевра. Она является усовершенствованной моделью висячих мостов (таких как Львиный мостик в Петербурге) и переходной стадией к созданию вантовой конструкции, которая использована в создании Бруклинского моста в Нью-Йорке (репродукция гравюры с его изображением у Бродского тоже имелась).

Миновала мост Альберта и участь остальных лондонских мостов через Темзу: его не переносили с одного места на другое. Еще одним счастливым исключением в этом правиле является более молодой Тауэрский мост, значительно превосходящий мост Альберта в символической значимости. «Он является одним из любимых видов Лондона и это, пожалуй, одно из самых узнаваемых сооружений в мире», – без зазрения совести гласит его официальный сайт (!). Соревноваться в категории именитости с ним сложно, и если мост Альберта занял свое место в стихотворении, уводя взгляд поэта от Челси в Баттерси, то Тауэрский мост не раз встречается в подборке его открыток.

Открытка с видом на корабль Белфаст и разведенный Тауэрский мост (вид сбоку) МА КП-20194_1 (1).JpG

Эмигрировав в 1972-м из Страны Советов в США Бродский совершил по пути две пересадки – в Вене и Лондоне. С тех пор до конца жизни он почти каждый год прилетал в столицу Великой Британии. За это время мост Альберта перекрасили в желтый, а в 1992-м он стал зелено-голубым – сохранности ради, а не красоты для. Так что у Бродского была возможность увидеть его в новом цвете, но тогда, в 1974-м он умозрительно удалялся еще с другого – едва спасенного от фатального демонтажа моста. После очередного капитального ремонта в 2011-м «дрожащую леди» снова открыли и по-прежнему «говоря по чести, это лучший способ покинуть Челси». 

мост1.jpg

Марина Крышталева