Воплощение порядка



Исследователи не раз отмечали, что для творчества Иосифа Бродского важна тема архитектуры. Истоки этой связи принято искать в образе родного города поэта: «Петербург – это школа меры, это школа композиции», сказал Бродский в интервью переводчице Биргит Файт. Конечно, не весь Петербург, а то, что в нем от классицистического порядка, что связано с понятиями перспективы, пропорциональности, с «идеальными» формами. В эссе «Путеводитель по переименованному городу» эта тема раскрыта немного шире: «Так сложилась история русской эстетики, что архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга воспринимались и воспринимаются как предельно возможное воплощение <…> порядка (включая церкви). Во всяком случае, человек, проживший в этом городе достаточно долго, склонен связывать добродетель с пропорциональностью».

истфак.jpg
    
Связывая добродетель с пропорциональностью, Бродский оказывается близок мастерам эпохи Возрождения, строившим свои произведения на холодных математических отношениях. Поэтому кажется объяснимым, что в работах Пьеро делла Франчески – одного из главных исследователей принципов пропорций и перспективы – его притягивает именно архитектура: 

«Одно из сильнейших впечатлений – то, что для него задник, архитектура, на фоне которой происходит решающее событие, которое он живописует, важнее, чем само событие или, по крайней мере, столь же интересно. Скажем, фасад, на фоне которого распинают Христа, ничуть не менее интересен, чем сам Христос или процесс распятия». 
(из интервью Виталию Амурскому) 

На выставке в Эрмитаже можно убедиться в этом перед гипнотизирующей колоннадой в «Благовещении» – верхней части алтаря Святого Антония из Национальной галереи Умбрии в Перудже. Архангел Гавриил и Дева Мария будто расступились перед уходящей вглубь пространства изящной арочной галереей, «поистине прекрасной перспективой с уменьшающимися колоннами», как выразился Джорджо Вазари в «Жизнеописании» Пьеро делла Франчески. Не исключено, что Бродский видел это произведение. В первую неделю сентября 1983 года вместе с Аннелизой Аллевой они путешествовали по Италии, заезжали в Ареццо, чтобы осмотреть фрески Пьеро в церкви Святого Франциска. Были и в Перудже.
   
Возможность любоваться этой и другими работами Пьеро делла Франчески в Эрмитаже остается лишь до конца недели. Выставка «Монарх живописи» закроется 10 марта.  

Анна Завьялова