О проекте

История музея

Идея создания музея Иосифа Бродского в мемориальных «Полутора комнатах» появилась в 1999 году. Тогда друзья Бродского – Михаил Исаевич Мильчик и Яков Аркадьевич Гордин – основали Фонд создания музея Иосифа Бродского и начали работу по выкупу комнат в коммунальной квартире дома Мурузи, где жила семья поэта.

За первые пять лет работы, Фонду создания музея Иосифа Бродского удалось выкупить четыре из пяти жилых комнат в мемориальной квартире (хозяйка последней отказалась продавать жилплощадь, где она живет с самого рождения). Казалось, что на этом моменте работа по созданию музея зашла в тупик.

В 2015 году, к юбилею Иосифа Бродского, музей удалось открыть на один день. Вместе с Фондом создания, в открытии принимали участие наши друзья из музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, в фондах которого хранятся личные вещи поэта.

С 2017 года к работе присоединился российский предприниматель Максим Левченко. Для начала был создан информационный портал Brodsky.online, рассказывающий о жизни и творчестве Иосифа Бродского, а в 2018 году выкуплена соседняя с музеем квартира. Такой неожиданный ход позволил разделить жилую и нежилую площади коммунальной квартиры и существенно расширить территорию музея. В 2020 году, после серьезных работ по реставрации и консервации мемориальных «Полутора комнат», объединения двух квартир и ремонта в «новых» помещениях, состоялось открытие музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.

О музее

Теперь музей состоит из двух частей – мемориальной коммунальной квартиры, в одной из комнат которой с 1955 по 1972 год жила семья Бродских, и примыкающего к ней экспозиционного пространства.

Придумать, как быть с последним, – было совсем не просто. Так вышло, что эта квартира была капитально отремонтирована в начале 2000-х годов, и чего-либо подлинного в ней осталось совсем немного – лишь печи и лепнина на потолках. Самое удачное решение предложил московский архитектор и художник Александр Бродский (не родственник, но однофамилец поэта). «По сути, главное, что сделал Александр, — это то, что он не сделал ничего лишнего. Его особенный талант — увидеть, зафиксировать и сохранить пространство памяти, ностальгическую ветхость. Он умеет достать из предмета подлинную красоту, ничего не придумывая. Все получилось честным, настоящим» – считает Максим Левченко, директор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.

Так, в этой «новой» части музея остались только подлинные вещи, но теперь это не только печи и лепнина, но еще и кирпичи и дранка, которых раньше было не видно за оштукатуренными стенами, настоящие двери конца XIX века. Это пространство получилось действительно уютным: тут можно чувствовать себя как дома – налить кофе, взять книгу из библиотеки и почитать ее в кресле у камина. Сейчас эта часть рассказывает о времени поэта, вкусах и настроениях поколения шестидесятников и о том, как это все соотносилось с поэзией Бродского. Следуя логике организации музейного пространства, посетитель двигается маршрутом от общего к главному, от эпохи к поэту и, наконец, попадает в мемориальную часть, в сами «Полторы комнаты».

Основная концепция «Полутора комнат» - сохранение в них подлинной пустоты.

«Остальное – их [Марии Моисеевны и Александра Ивановича, родителей поэта] плоть, их одежда, телефон, ключ, наше имущество и обстановка - утрачено и никогда не вернется, как будто в полторы наши комнаты угодила бомба. Не нейтронная бомба, оставляющая невредимой хотя бы мебель, но бомба замедленного действия, разрывающая на клочки даже память. Дом еще стоит, но место стерто с лица земли, и новые жильцы, нет - войска оккупируют его: таков принцип действия этой бомбы. Ибо это война замедленного действия».

И. Бродский «Полторы комнаты», 1985.


Обстановка «Полутора комнат» частично утрачена. Часть мебели была утеряна; поверх старых обоев, которые были при Бродском, были наклеены новые; поверх пола, по которому нельзя было разгуливать в носках, так как это «дурная примета <…> - к смерти в доме» (как говорила мать поэта), был постелен новый паркет. В ходе реставрации все эти более поздние слои были аккуратно сняты, и обнажилось настоящее. Получилась пустота, которая эмоционально намного сильнее, чем воссозданная атмосфера коммунальной квартиры. Что-то сходное с руинами, рассказывающими про время – столь важную тему для поэзии и прозы Иосифа Бродского.

Сейчас перед нами стоит огромное количество задач. Музей общается с друзьями поэта и ведет работу по формированию фондов. Вовсю идут переговоры с музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме о возможности выставлять в «Полутора комнатах» те мемориальные предметы, которые хранятся в их собрании. Ведется исследовательская и экспозиционная деятельность, по результатам которой в музее будут устраиваться выставки, посвященные жизни и творчеству Иосифа Бродского, лекции, встречи и многое другое. Все только начинается!


Искренне Ваша,
команда Brodsky.online