Испытание музеем. Калининградский репортаж
Был ли это музей? Отчего не назвать музеем
То, на что мы теперь глазеем?
Иосиф Бродский
Говорить о том, насколько музеям нужно "омолодиться" и интегрировать в экспозиции и на выставки мультимедийные технологии, все равно что восхищаться появлением мобильных телефонов. Сегодня профессионалы музейного дела ставят куда более глубокие и острые вопросы.
В первый день диалога встретились практики от музейного мира: директор музея М.А. Булгакова Петр Мансилья-Круз, Татьяна Гетман — начальник отдела специальных программ Государственной Третьяковской галереи. Модератором встречи была Алиса Максимова, автор просветительского Телеграм-канала "Музеи и люди", младший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева (НИУ ВШЭ).
Алиса Максимова, Петр Мансилья-Круз, Татьяна Гетман
В своем провокационном выступлении Петр вынес на обсуждение тезис о своевременности технологий в музее, говоря о том, что государственные музеи не всегда поспевают за шагом развития таковых, и когда желанный девайс становится доступным, он - одновременно - безнадежно устаревает. Кроме того, директор литературного музея в бывшей коммуналке отметил, что музей работает без привлечения ультрасовременных технологий. Приводит ли мобильное приложение посетителя в музей? Скорее не приводит.
Петр Мансилья-Круз:
"Кот и атмосфера - вот что нравится людям".
"Чтобы привести человека в оффлайн, нужно много и тяжело работать".
Подытоживая свое выступление, Петр рассказал об удачном примере использования дополненной реальности в студии Петра Кончаловского, где вся информация об экспозиции была доступна через экран планшета.
Петр Мансилья-Круз:
"Бывшая коммунальная квартира не может вместить всех, кого интересует Булгаков. Да и то, что мы хотим сказать о Булгакове, тоже не может вместиться".
Основной акцент в выступлении Татьяны Гетман был сделан на возможностях работы с современными технологиями в музее: динамично снятые тизеры для ближайших мероприятий помогут информации проникнуть в ютьюб, а значит, быть увиденными молодежью.
Татьяна Гетман:
"Не бояться интерпретаций и изживать из себя снобизм".
Татьяна выразила мнение, что сегодня музеям нужно быть не только хранителями знаний, но, преодолевая естественный снобизм, быть настроенными на разговор с посетителем и на мониторинг отзывов, для того, чтобы развить интуицию относительно трендов и иметь возможность оперативно отзываться на них. В частности, она отметила возрастающий интерес к практикам связанным с архитектурой, темой материальной составляющей музея, то есть зданием.
"Ночь музеев"-2019 в Новой Третьяковке
Татьяна Гетман:
"Музей - это пространство актуальных повесток и переосмысления".
Подытожили первый день разговором о том, что музей должен оставаться местом, где можно получить уникальный эмоциональный опыт, поскольку именно за этим посетители и идут в музей сегодня. Будет этот опыт связан с технологиями и насколько - вопрос, который каждый музей решает в меру своих возможностей и потребностей.
30 августа прошел мастер-класс по созданию интерактивных инсталляций и мобильных приложений от Дениса Зельцера, генерального директора Enlighted Digital, и Дмитрия Стального, заместителя начальника отдела образовательных программ и экскурсионного обслуживания ГМЗ "Царицыно". На встрече спикеры:
• представили несколько конкретных проектов, которые они совместно реализовали и внедрили в музейную работу. Например, электронные тетради для проведения уроков в музее. Спикеры пояснили методику проведения такого урока и наполнение самой электронной тетради, которую ученики получают в музее на планшете. Мобильное приложение-гид "Иду в музей" для экспозиции музея космонавтики (доступно в AppStore), напротив, рассчитано на самостоятельное посещение музея, проведенное с пользой даже без помощи экскурсовода.
• акцентировали внимание на навыках "упаковки" информации, ее кодирования в формат, который был бы привычным для пользователя мобильного телефона. Для легкости восприятия текст должен быть разбит на небольшие фрагменты, которые перемежались бы картинками и видео.
• развеяли миф о недоступности технологий, объяснив, что закупить самые простые планшеты и разработать для них контент иногда значительно дешевле, чем приобрести классические профессиональные аудиогиды.
В разговоре о современных технологиях важно не забыть, что в глубинном смысле музей испытывает не новые технологии, а себя и посетителя. И здесь главным вопросом остается: "на что мы теперь глазеем"? В течение дня - это монитор или экран мобильного телефона, с которыми мы бесконечно находимся в контакте. Уже никого не удивляет, что ребенок иной раз пытается увеличить бабочку на окне, разводя по ней двумя пальцами. Меняется человеческое сознание, а, значит, музеям предстоит учиться следить за тем, как оно отзывается, удовлетворяя свои познавательную и развлекательную потребности. Оказалось важным следить за развитием сознания посетителей, а не за развитием технологий.
Ольга Сейфетдинова