Монарх живописи в Эрмитаже


Сегодня вечером в Государственном Эрмитаже стартует интеллектуальный марафон, посвященный выставке «Монарх живописи», на которой можно увидеть художественные произведения и математические трактаты Пьеро делла Франческа (ок.1415–1492). 

Иосиф Бродский, по его собственному признанию, «обожал живопись». Особенно итальянцев. Пьеро делла Франческа был чуть ли не любимейшим его художником, о чем Бродский неоднократно упоминал в интервью. В профессиональном сообществе Пьеро давно признан одним из важнейших мастеров Раннего Возрождения. В то же время, если говорить о России, в массовом сознании «монарх живописи» занимает не настолько уверенное положение. 

Многие представляют себе Урбинский диптих – профильный парный портрет из Уффици, особенно Федерико да Монтефельтро – в красном, «с горбатым носом», статичное Крещение Христа – под высоким деревом, с застывшим над головой смиренного Спасителя белым голубем, Бичевание – у колонны в глубине зала, или Воскресение, где Христос победоносно возвышается с флагом над спящими перед гробом стражниками. Фрагментами работ Пьеро оформляют обложки книг, их можно увидеть в кино. Но само имя художника почему-то запоминается труднее. 

Известность, как правило, – итог определенной популяризации. Мы знаем обстоятельства и имена, стоящие за успехом Моны Лизы Леонардо. Мы знаем, кто «открыл» Пьеро делла Франческа в XIX веке и кто в XX веке его «переоткрыл», поставив на один уровень с самыми значительными современниками. Творчеству Пьеро посвящено множество исследований на разных языках. Но он не стал героем поп-культуры, как это произошло с некоторыми мастерами эпохи Возрождения: Донателло, Рафаэлем, Микеланджело, тем же Леонардо – их имена увековечены не только школьными учебниками по истории, но и комиксами о Черепашках-ниндзя. В 1984 году Энди Уорхол создал серию Details of Renaissance Paintings (Детали картин эпохи Возрождения), сделал с фрагментами картин Боттичелли, Леонардо, Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа то же, что с портретом Мэрилин Монро – напечатал в нескольких вариантах в разных цветах. Однако не самый подготовленный зритель, скорее всего, сходу опознает стиль Уорхола, узнает голову Венеры Боттичелли, но вряд ли назовет имя Пьеро. 

Выставка в Эрмитаже, кроме того, что является эстетическим праздником, замечательна тем, что помогает «сложиться картинке» – дает возможность имени художника и его произведениям соединиться в сознании зрителей. Пусть и через запрос в Гугле, спровоцированный афишей на какой-нибудь автобусной остановке.


Подпишитесь на нашу рассылку и оставайтесь на связи

Оставляя свои контакты вы даёте согласие на обработку персональных данных