Реальность вне себя. Опыт второй «РЕВИЗИИ»
С 5-го по 9-ое сентября 2019 года на острове Новая Голландия во второй раз прошел Книжный фестиваль «Ревизия». Помимо ярмарки, в которой приняли участие независимые издательства и книжные магазины, «Ревизия» собрала широкую программу событий из лекций, дискуссий, презентаций книг, кинопоказов и концертов. Тема фестиваля – «Реальность вне себя», заданная кураторами Константином Шавловским, Сашей Ахмадшиной и Анной Изакар, приглашала спикеров и публику к дискуссии о «сдвигах» реальности, происходящих сегодня: режима быстрых коммуникаций, трансформации межличностных отношений, социальных процессов, проблем экологии и переосмысления советского прошлого. В рамках фестиваля прошли выступления антрополога Юрия Слезкина, философа Михаила Куртова, а также премьерный показ документального фильма о Владимире Сорокине «Сорокин трип».
Ключевым событием фестиваля стала лекция социолога, профессора Высшей школы социальных наук в Париже Люка Болтански, регистрация на которую была закрыта уже за две недели. Книга Болтански «Тайны и заговоры. По следам расследований» недавно была издана в русском переводе. Лекция фактически служила введением в исследование, где на примере относительно новых литературных жанров – детектива и шпионского романа, оба появились в конце XIX-начале XX века – Болтански прослеживает роль таких понятий как тайна, заговор и расследование в формировании политической метафизики и представлений о социальной реальности. Проводя изящную аналогию между массовым литературным жанром детектива (в качестве примеров он использует рассказы о Шерлоке Холмсе, «Приключения комиссара Мегре» и роман «Тридцать девять ступеней») и возникновением социальных наук, Болтански замечает в этих двух, казалось бы, совершенно не похожих явлениях стремление к поиску «скрытых» смыслов социальной жизни, ставшее одним из проявлений тревоги конца XIX века, связанной с неустойчивым статусом самой реальности и трансформацией традиционных социальных институтов. Теории заговоров стали другим проявлением этого стремления, послужив основанием для появления различных политических мифологий и вымыслов, которые в свою очередь начали влиять на социальную реальность и политику в XX веке.
Журналист и руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин выступил с лекцией о «новой чувствительности» и о том, как меняются отношения после так называемого терапевтического поворота – популяризации психотерапии и психологической литературы, изменившей то, как мы говорим о своих чувствах, и что мы с ними делаем. Чувствительность, понимаемая здесь как способность и возможность публично проявлять обиду и гнев, стала новым важным фактором общественной жизни. С одной стороны, сегодняшнее внимание к чувствам и понимание их важности позволило многим, в том числе представителям тех социальных группам, которые были традиционно лишены голоса, говорить о своем опыте (в частности, об опыте насилия), сделать его видимым и значимым. С другой стороны, «оскорбленные чувства» становятся еще одним предлогом для цензуры, манипуляций медиа в условиях конкуренции за внимание читателей и политических преследований со стороны государства. Одна из слушательниц выступления Юрия, кажется, случайно попавшая на лекцию, резюмировала некоторые сложности, которые возникают, при публичном обсуждении чувств в российском контексте, сказав: «Семьдесят лет в стране жили, никаких стрессов не получали».
В рамках «Ревизии» также прошли несколько событий параллельной программы поэтической Премии Аркадия Драгомощенко, лауреатом которой в 2019 году стал Даниил Задорожный. Дискуссия «Современная поэзия и философия: не-место не-встречи» собрала многих из лауреатов Премии прошлых лет, а также членов ее жюри. Несмотря на общность заявленной темы, формат дискуссии, где каждому участнику предлагалось сформулировать позицию об отношениях философии и современной поэзии, либо с исследовательской точки зрение, либо с точки зрения собственной поэтической практики. Обсуждение вышло плодотворным, поскольку позволило очертить актуальные связи и разрывы между этими практиками письма. Писатель и переводчик Александр Скидан подытожил дискуссию на том, что поэзия и философия – «две игры на поле языка», каждая из которых имеет собственные цели и инструменты. Объединяет их свобода и «беспочвенность» действия: поэтическому и философскому акту ничего не предшествует, его невозможно свести к какой-либо причине.
Историк культуры Илья Кукулин на презентации своего недавно изданного сборника «Прорыв к невозможной связи: Статьи о русской поэзии» также обращался к вопросу свободы поэзии, в частности тому, как стала возможной свободная поэзия в СССР. Эта тема является центральной в его анализе русскоязычной поэзии второй половины XX – начала XXI века, к которой он подходит не столько с позиции филологии, сколько с точки зрения истории и социологии культуры. Вспоминая слова Бродского о том, что стихи выводят поэта за пределы изначально задуманного*, Кукулин фокусируется на том, как, благодаря свободе, реализуемой в поэзии, создаются новые возможности человеческого развития и отношения к себе. В представленном сборнике статей читатель сможет найти тексты о классиках вроде Ахматовой, Хармса и Мандельштама, о языке поэзии периода Великой Отечественной войны, аналитические эссе о процессах, происходивших в русской поэзии 90-х годов, а также портреты менее известных широкой публике современных авторов.
В целом, вторая «Ревизия» успешно создала условия для публичного обсуждения широкого круга вопросов, обозначила актуальное «облако тегов» и предоставила посетителям фестиваля достаточно карт для дальнейшего путешествия в поисках ответов на них.
Анна Зеликова
*«Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал». Цит. по: Лица необщим выражением. Нобелевская лекция // Бродский И. О скорби и разуме. СПб: Лениздат, 2015. С. 68.