Родители Бродского в объективе Барбары Хельдт
Каждый ответ в исследовании – не свидетельство его завершенности, а залог последующей череды новых вопросов. Тем более когда их главный герой – человек.
С предметами, казалось бы, понятнее – в музейной среде атрибуция предполагает четкое заполнение граф: автор, название, место изготовления, датировка… Музейный паспорт фотографии можно заполнить только держа ее в руках, за исключением сведений об авторе и изображенных. Если запечатленные на фото неизвестны и нет подписи на обороте, остается надежда на свидетельство автора фотографии или лица передавшего ее на хранение. А в музеях большинство запечатленных на снимках героев уже ни о чем не спросишь.
В Музее Анны Ахматовой хранится множество фотографий родителей Иосифа Бродского на балконе "Полутора комнат". Родителей фотографировали навещающие их друзья и коллеги сына, когда тот уже находился за пределами Советского Союза. У большинства снимков (17 из 21) не заполнена графа «автор». По возвращению из Ленинграда фото родителей могли передавать Иосифу и без автографов создателей.
Чтобы последовательно атрибутировать авторство пришлось бы опросить еще живущих посетителей Дома Мурузи, что представляется маловероятным. Но в исследованиях есть закономерность: при постоянной работе "в поле", ответы могут приходить еще до того как поставлены вопросы.
Brodsky.online уже рассказывал о встрече с проф. Джеральдом Смитом и его супругой, американским славистом, проф. Барбарой Хельдт. Незадолго до этого утреннего кофе Барбара прислала нам небольшую "виньетку", в том числе о знакомстве с Иосифом. Они встретились во время ее стажировки в декабре 1970 году, когда вместе с Карлом и Эллендеей Проффер она впервые пересекла порог "Полутора комнат".
В ходе оксфордского разговора Барбара вспомнила о фотографиях из другой поездки в Ленинград в 1975 году. Сегодня мы впервые публикуем кадры из личного архива Барбары, которыми она поделилась после встречи. Здесь наша собеседница в компании Гарика Гинзбург-Воскова и Льва Лосева, друзей семьи Бродских, еще остававшихся в Советском Союзе, но уже переживших отъезд Иосифа. Эти фото – не просто свидетельства пребывания Барбары в СССР, но важный источник: при относительной известности иконографии Лосева, изображений Гинзбурга-Воскова не так уж много, тем более цветных.
Лев Лосев, Барбара Хельдт с сыном Гусом и Гарик Гинзбург-Восков. Ленинград, 1975 г. Из личного архива проф. Барбары Хельдт. Публикуется впервые
Гарик Гинзбург-Восков и Лев Лосев. Ленинград, 1975 г. Из личного архива проф. Барбары Хельдт. Публикуется впервые
Возвращаясь к воспоминаниям об этой поездке Барбара рассказала, что фотографировала родителей Бродского на всем известном балконе. Тогда мы решили попытать счастья и отправили Барбаре отсканированные фотографии с не установленным авторством, в надежде, что об одной из них нам станет известно чуть больше. Теперь у фотографии, где Мария Вольперт в оранжевом платье с цветами, а Александр Бродский в полосатой рубашке есть не только автор, но и точная дата создания.
Жизнь единственной распечатанной с пленки фотографии, за отсутствием самой пленки и дублей, фактически приравнивается к бытованию уникального мемориального предмета. В итоге атрибуция такого редкого экспоната со многими неизвестными - результат суммы приложенных усилий, порой и не связанных напрямую с ним самим.
Марина Крышталева
Благодарим профессора Барбару Хельдт за предоставленные снимки и помощь в атрибуции фотографии из фонда Музея Анна Ахматовой в Фонтанном доме.
Благодарим профессора Барбару Хельдт за предоставленные снимки и помощь в атрибуции фотографии из фонда Музея Анна Ахматовой в Фонтанном доме.