Эссе Иосифа Бродского «Трофейное» и ретроспективная рецепция «трофейного кино». Лекция Кристины Танис

17.02, пт 19:00
В 1986 году в журнале Vogue было опубликовано эссе Иосифа Бродского «Трофейное». Рассматривая разные стороны «Трофейного» как часть советской повседневности в первые послевоенные годы, Бродский пишет, что «самой главной военной добычей были, конечно, фильмы». По мнению поэта, «трофейные фильмы» заложили у советских зрителей основы индивидуализма.

«Нужно помнить про наши широты, наши наглухо застегнутые, жесткие, зажатые, диктуемые зимней психологией нормы публичного и частного поведения, чтобы оценить впечатление от голого длинноволосого одиночки, преследующего блондинку в гуще тропических джунглей, с шимпанзе в качестве Санчо Пансы и лианами в качестве средств передвижения. Прибавьте к этому вид Нью-Йорка (в последней из серий, которые шли в России), когда Тарзан прыгает с Бруклинского моста, и вам станет понятно, почему чуть ли не целое поколение социально самоустранилось. <…> И я утверждаю, что одни только четыре серии "Тарзана" способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на XX съезде и впоследствии».

Несмотря на то, что «трофейные фильмы» (в основном немецкие и американские) демонстрировались в СССР в 1940-1950-е годы, свидетельства о феномене стали важной частью мемуарного дискурса 1980-2000-х годов. Лекция будет посвящена воспоминаниям о «трофейном кино» и влиянию эссе Бродского на память мемуаристов.
 
Кристина Танис, исследователь и историк кино, кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института советской и постсоветской истории (ВШЭ).

Подпишитесь на нашу рассылку и оставайтесь на связи

Оставляя свои контакты вы даёте согласие на обработку персональных данных