КВ-7. Михаил Рогинский
Выставка в новом пространстве — квартире с Литейной стороны дома Мурузи. Сбор экскурсионных групп — в музее у администратора.
Экскурсия не предполагает посещения музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.
Михаила Рогинского (1931—2004) принято называть одним из «отцов российского поп-арта», хотя сам он старался такое определение отрицать, обосновывая это тем, что фон был совершенно разным: Уорхол и Раушенберг реагировали на «бессмысленное изобилие», а Рогинский — на дефицит и советскую действительность. Михаил Рогинский начал заниматься живописью в 1960-е годы, чему предшествовали три года службы в армии и шесть лет работы в провинциальных театрах. Вернувшись в Москву после жизни в небольших сибирских и северных городах, Рогинский начинает писать портреты вещей, окружавших его в коммунальной квартире: примусы, чайники, спички, постепенно добавляя к ним надписи с советских плакатов. Дальше начала появляться серия «дверей» — одних из наиболее известных работ у художника, кафельной плитки и т. д. В советский период работы Рогинского принадлежали к «неофициальному» искусству и собирались друзьями и коллекционерами, вроде Леонида Талочкина, за бесценок. После эмиграции художника в Париж в 1978 году он продолжал рисовать сцены из московской жизни «по памяти». Художник вернулся в Россию только в 1993 году. В Москве его ждал успех и несколько больших выставок, включая знаменитую «Предшественники русского поп-арта» в ЦДХ, где он выставлялся вместе со своим другом Борисом Турецким и Михаилом Чернышевым. Продолжив в Москве писать родной город, Рогинский всегда подчеркивал: «эти дома советские, трамваи — это не ужас. И сейчас не ужас, и никогда ужасом не было».
Выставка Михаила Рогинского в квартире №7 музея «Полторы комнаты» — это первая за 20 лет персональная выставка художника в Санкт-Петербурге. Её идея появилась у директора музея Иосифа Бродского Максима Левченко, когда он по приглашению коллекционера Дениса Химиляйне посетил склад в Москве, где хранились работы художника. Сотни произведений Михаила Рогинского стояли рядами в небольшом помещении в промзоне на окраине города. Максима поразило существование наследия не в привычной музейной обстановке, а в своей хаотичной массе. Поразила и беззащитность художника перед будущим. Наследие Михаила Рогинского страдало и при его жизни, терялись рулоны работ, многие из произведений непоправимо портились из-за неправильных условий хранения, но настоящая драма развернулась после смерти Михаила. Его наследники не смогли поделить права на работы, и в 2008 году даже пришлось разбирать уже смонтированную выставку в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Итогом этих споров во многом и стал склад на окраине Москвы, сформировавшийся после смерти вдовы художника Лианы Рогинской в 2022 году. Наша выставка — это единственная возможность увидеть часть наследия, которую сохранила вдова художника, более двух сотен работ периода с конца 1960-х по 2003 год, перед тем как они попадут в частные и музейные собрания.
На выставке мы воссоздаем впечатление «найденного» искусства, существующего не в галерейных или музейных рамках, а как будто в мастерской художника. Квартира №7 в доме Мурузи идеально подходит для такой выставки. Её оголённые стены, кирпичная кладка, потолок из профлиста передает характер «сырого», незаконченного пространства, где работы Михаила Рогинского без отбора заняли все стены. Концепция и развеска выставки были воплощены в жизнь вместе с художником и архитектором Александром Бродским.
Музей «Полторы комнаты» выражает особою благодарность за поддержку и предоставление работ на выставку Денису Химиляйне, Роберту Топкаеву и Павлу Курошу.
Экскурсия не предполагает посещения музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.
Михаила Рогинского (1931—2004) принято называть одним из «отцов российского поп-арта», хотя сам он старался такое определение отрицать, обосновывая это тем, что фон был совершенно разным: Уорхол и Раушенберг реагировали на «бессмысленное изобилие», а Рогинский — на дефицит и советскую действительность. Михаил Рогинский начал заниматься живописью в 1960-е годы, чему предшествовали три года службы в армии и шесть лет работы в провинциальных театрах. Вернувшись в Москву после жизни в небольших сибирских и северных городах, Рогинский начинает писать портреты вещей, окружавших его в коммунальной квартире: примусы, чайники, спички, постепенно добавляя к ним надписи с советских плакатов. Дальше начала появляться серия «дверей» — одних из наиболее известных работ у художника, кафельной плитки и т. д. В советский период работы Рогинского принадлежали к «неофициальному» искусству и собирались друзьями и коллекционерами, вроде Леонида Талочкина, за бесценок. После эмиграции художника в Париж в 1978 году он продолжал рисовать сцены из московской жизни «по памяти». Художник вернулся в Россию только в 1993 году. В Москве его ждал успех и несколько больших выставок, включая знаменитую «Предшественники русского поп-арта» в ЦДХ, где он выставлялся вместе со своим другом Борисом Турецким и Михаилом Чернышевым. Продолжив в Москве писать родной город, Рогинский всегда подчеркивал: «эти дома советские, трамваи — это не ужас. И сейчас не ужас, и никогда ужасом не было».
Выставка Михаила Рогинского в квартире №7 музея «Полторы комнаты» — это первая за 20 лет персональная выставка художника в Санкт-Петербурге. Её идея появилась у директора музея Иосифа Бродского Максима Левченко, когда он по приглашению коллекционера Дениса Химиляйне посетил склад в Москве, где хранились работы художника. Сотни произведений Михаила Рогинского стояли рядами в небольшом помещении в промзоне на окраине города. Максима поразило существование наследия не в привычной музейной обстановке, а в своей хаотичной массе. Поразила и беззащитность художника перед будущим. Наследие Михаила Рогинского страдало и при его жизни, терялись рулоны работ, многие из произведений непоправимо портились из-за неправильных условий хранения, но настоящая драма развернулась после смерти Михаила. Его наследники не смогли поделить права на работы, и в 2008 году даже пришлось разбирать уже смонтированную выставку в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Итогом этих споров во многом и стал склад на окраине Москвы, сформировавшийся после смерти вдовы художника Лианы Рогинской в 2022 году. Наша выставка — это единственная возможность увидеть часть наследия, которую сохранила вдова художника, более двух сотен работ периода с конца 1960-х по 2003 год, перед тем как они попадут в частные и музейные собрания.
На выставке мы воссоздаем впечатление «найденного» искусства, существующего не в галерейных или музейных рамках, а как будто в мастерской художника. Квартира №7 в доме Мурузи идеально подходит для такой выставки. Её оголённые стены, кирпичная кладка, потолок из профлиста передает характер «сырого», незаконченного пространства, где работы Михаила Рогинского без отбора заняли все стены. Концепция и развеска выставки были воплощены в жизнь вместе с художником и архитектором Александром Бродским.
Музей «Полторы комнаты» выражает особою благодарность за поддержку и предоставление работ на выставку Денису Химиляйне, Роберту Топкаеву и Павлу Курошу.