Реальность вне себя.  Опыт второй «РЕВИЗИИ»
Реальность вне себя.  Опыт второй «РЕВИЗИИ»
Реальность вне себя.  Опыт второй «РЕВИЗИИ»
Реальность вне себя.  Опыт второй «РЕВИЗИИ»
Реальность вне себя. Опыт второй «РЕВИЗИИ»

Реальность вне себя. Опыт второй «РЕВИЗИИ»

Текст


С 5-го по 9-ое сентября 2019 года на острове Новая Голландия во второй раз прошел Книжный фестиваль «Ревизия». Помимо ярмарки, в которой приняли участие независимые издательства и книжные магазины, «Ревизия» собрала широкую программу событий из лекций, дискуссий, презентаций книг, кинопоказов и концертов. Тема фестиваля – «Реальность вне себя», заданная кураторами Константином Шавловским, Сашей Ахмадшиной и Анной Изакар, приглашала спикеров и публику к дискуссии о «сдвигах» реальности, происходящих сегодня: режима быстрых коммуникаций, трансформации межличностных отношений, социальных процессов, проблем экологии и переосмысления советского прошлого. В рамках фестиваля прошли выступления антрополога Юрия Слезкина, философа Михаила Куртова, а также премьерный показ документального фильма о Владимире Сорокине «Сорокин трип». 

Ключевым событием фестиваля стала лекция социолога, профессора Высшей школы социальных наук в Париже Люка Болтански, регистрация на которую была закрыта уже за две недели. Книга Болтански «Тайны и заговоры. По следам расследований» недавно была издана в русском переводе. Лекция фактически служила введением в исследование, где на примере относительно новых литературных жанров – детектива и шпионского романа, оба появились в конце XIX-начале XX века – Болтански прослеживает роль таких понятий как тайна, заговор и расследование в формировании политической метафизики и представлений о социальной реальности. Проводя изящную аналогию между массовым литературным жанром детектива (в качестве примеров он использует рассказы о Шерлоке Холмсе, «Приключения комиссара Мегре» и роман «Тридцать девять ступеней») и возникновением социальных наук, Болтански замечает в этих двух, казалось бы, совершенно не похожих явлениях стремление к поиску «скрытых» смыслов социальной жизни, ставшее одним из проявлений тревоги конца XIX века, связанной с неустойчивым статусом самой реальности и трансформацией традиционных социальных институтов. Теории заговоров стали другим проявлением этого стремления, послужив основанием для появления различных политических мифологий и вымыслов, которые в свою очередь начали влиять на социальную реальность и политику в XX веке. 

IMG_2692.jpg

Журналист и руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин выступил с лекцией о «новой чувствительности» и о том, как меняются отношения после так называемого терапевтического поворота – популяризации психотерапии и психологической литературы, изменившей то, как мы говорим о своих чувствах, и что мы с ними делаем. Чувствительность, понимаемая здесь как способность и возможность публично проявлять обиду и гнев, стала новым важным фактором общественной жизни. С одной стороны, сегодняшнее внимание к чувствам и понимание их важности позволило многим, в том числе представителям тех социальных группам, которые были традиционно лишены голоса, говорить о своем опыте (в частности, об опыте насилия), сделать его видимым и значимым. С другой стороны, «оскорбленные чувства» становятся еще одним предлогом для цензуры, манипуляций медиа в условиях конкуренции за внимание читателей и политических преследований со стороны государства. Одна из слушательниц выступления Юрия, кажется, случайно попавшая на лекцию, резюмировала некоторые сложности, которые возникают, при публичном обсуждении чувств в российском контексте, сказав: «Семьдесят лет в стране жили, никаких стрессов не получали». 

В рамках «Ревизии» также прошли несколько событий параллельной программы поэтической Премии Аркадия Драгомощенко, лауреатом которой в 2019 году стал Даниил Задорожный. Дискуссия «Современная поэзия и философия: не-место не-встречи» собрала многих из лауреатов Премии прошлых лет, а также членов ее жюри. Несмотря на общность заявленной темы, формат дискуссии, где каждому участнику предлагалось сформулировать позицию об отношениях философии и современной поэзии, либо с исследовательской точки зрение, либо с точки зрения собственной поэтической практики. Обсуждение вышло плодотворным, поскольку позволило очертить актуальные связи и разрывы между этими практиками письма. Писатель и переводчик Александр Скидан подытожил дискуссию на том, что поэзия и философия – «две игры на поле языка», каждая из которых имеет собственные цели и инструменты.  Объединяет их свобода и «беспочвенность» действия: поэтическому и философскому акту ничего не предшествует, его невозможно свести к какой-либо причине. 

Историк культуры Илья Кукулин на презентации своего недавно изданного сборника «Прорыв к невозможной связи: Статьи о русской поэзии» также обращался к вопросу свободы поэзии, в частности тому, как стала возможной свободная поэзия в СССР. Эта тема является центральной в его анализе русскоязычной поэзии второй половины XX – начала XXI века, к которой он подходит не столько с позиции филологии, сколько с точки зрения истории и социологии культуры. Вспоминая слова Бродского о том, что стихи выводят поэта за пределы изначально задуманного*, Кукулин фокусируется на том, как, благодаря свободе, реализуемой в поэзии, создаются новые возможности человеческого развития и отношения к себе. В представленном сборнике статей читатель сможет найти тексты о классиках вроде Ахматовой, Хармса и Мандельштама, о языке поэзии периода Великой Отечественной войны, аналитические эссе о процессах, происходивших в русской поэзии 90-х годов, а также портреты менее известных широкой публике современных авторов. 

IMG_2691.jpg

В целом, вторая «Ревизия» успешно создала условия для публичного обсуждения широкого круга вопросов, обозначила актуальное «облако тегов» и предоставила посетителям фестиваля достаточно карт для дальнейшего путешествия в поисках ответов на них. 

Анна Зеликова 


*«Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал». Цит. по: Лица необщим выражением. Нобелевская лекция // Бродский И. О скорби и разуме. СПб: Лениздат, 2015. С. 68.