Орнамент двери дома Мурузи. Фото Анны Маленковой, 2019
Орнамент двери дома Мурузи. Фото Анны Маленковой, 2019
Орнамент двери дома Мурузи. Фото Анны Маленковой, 2019
Орнамент двери дома Мурузи. Фото Анны Маленковой, 2019
Орнамент двери дома Мурузи. Фото Анны Маленковой, 2019

Торт Мурузи

Текст

В «Словаре петербуржца» 2014 года на букву «Т», в ряду с широко известными «Таврик» и «Техноложка», появился новый «жилец» - «Торт в Мавританском стиле». Так характеристика Дома Мурузи авторства Иосифа Бродского попала в словарь. Архитекторы дома вовсе не планировали выстроить здание, напоминающее торт. Но на протяжении всей истории дома кондитерские ассоциации не оставляют тех, кто смотрит на его фасады. 

В печати  это сравнение впервые высказал журналист Владимир Михневич в 1884 году, почти через десять лет после того как в дом въехали первые жильцы:  

«Кн. Мурузи увековечил себя в Петербурге сооружением огромного дома во вкусе новейшей кондитерской архитектуры» (Михневич В. Наши знакомые: фельетонный словарь современников. 1000 характеристик. 1884)

«Кондитерская архитектура» в данном случае - не комплимент. Сходство фасадов здания со сладостями, небрежно украшенными каплями глазури, означает, что убранство дома расценено как чрезмерно вычурное и аляповатое. Наибольшее распространение это выражение обоснованно получило во время господства историзма в  архитектуре второй половины XIX - начала XX века. В многообразии стилей внутри этого направления по избыточному украшению фасадов здания неомавританский стиль можно сравнить с образцами неоготической архитектуры. Но в России и тот, и другой уступали стилизованным под древнерусскую архитектуру «пряничным домикам», каким, например, является младший брат Дома Мурузи - доходный дом Н.Н. Никонова. Он появился на карте города спустя четверть века после «мавританского» собрата, и позже разделил с ним судьбу, сулившую «кондитерским» стенам наполниться несладкой коммунальной жизнью.

546BDBEE-A672-4196-8B68-6E9AC46316CD.jpg
Доходный дом архитектора Н.Н. Никонова на Колокольной улице д. 11; 1899-1900 гг. Образец неорусского стиля. 
Фото Анны Маленковой, 2019

Однако не только из впечатлений от причудливых форм декора сплетается кондитерская легенда Дома Мурузи. В конце XIX века на первом этаже дома располагался первый специальный магазин привозных пряников Николая Абрамова. На прилавках можно было найти коврижки, пастилу и пряники из Твери, Тулы, Вязьмы, Варшавы. Помня об этом, автор «Словаря петербуржца» Наум Синдаловский сравнил фактуру печатных пряников Российской империи с витиеватым декором мавританского стиля, происходящего родом из северной Африки:

«Архитектурный облик экзотических фасадов дома каким-то невероятным образом ассоциативно переплетался с продукцией знаменитого в Петербурге торговца русскими пряниками» (Синдаловский Н. Литературная биография Дома Мурузи // Петербургский дневник. Публикация 1 февраля 2019)

Графическая ассоциация Синдаловского происходит из отдаленного, но все же подобия пластических форм, соединившихся в контурах одного дома. 

Постоянно проживая в Америке, Бродский много путешествовал по городам Европы. Его слова о Доме Мурузи, в котором он жил с родителями в любимых «Полутора комнатах» представляют синтез визуального опыта и зоркого поэтического взгляда. В этой неразрывной связи образов родились слова о «громадном торте» в мемориальном эссе поэта: «The building was one of those tremendous cakes in so-called Moorish style that in North Europe marked the turn of the century» [Здание  - из тех громадных тортов в так называемом мавританском стиле, которыми в северной Европе отмечен рубеж веков]. 

Марина Крышталева