Спектакль «Исследование ужаса»
Спектакль «Исследование ужаса» был создан по мотивам произведений «чинарей» — домашнего содружества ленинградских поэтов и философов. В него входили Леонид Липавский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Яков Друскин, Александр Введенский и Николай Олейников. Это долгие философские поединки за стаканом чая (или водки, как получится), которые принципиально проходят только в «домашних», неприспособленных для выступлений пространствах.
Это не документальное воспроизведение исторического периода, а попытка вглядеться в природу мышления, способов взаимодействия поэтов и мыслителей прошлого века.
Само название спектакля позаимствовано из главной философской работы Леонида Липавского – это вольная запись разговоров поэтов-чинарей, которые собирались в 1933-34 годах в его ленинградской квартире на Гатчинской улице, устраивая своего рода закрытые философские салоны, спонтанно превращавшиеся в перформансы. Липавский, являясь активным участником разговоров, естественно, вёл записи постфактум, так что мы не можем относиться к его тексту как к историческому документу – скорее, это авторское произведение, жанр которого сам Леонид Савельевич определял как «фотографирование разговоров». Если следовать фотографической аналогии, перед нами не репортажная, а постановочная, в высшей степени субъективная съёмка. Тем не менее, текст Липавского в любом случае является документом, так как запечатлел один из важнейших литературных хеппенингов ХХ века.
У спектакля нет единственной линии повествования, герои распределяются в пространстве, одновременно парами и тройками сходясь в словесных поединках в разных местах. У зрителей есть возможность выбирать, где и за кем им следить. Время от времени случаются зоны молчания, или все, устав от напряжения мысли, садятся пить чай. Сложные отношения «чинарей» держат основной конфликт действия именно между героями, а не между ними и зрителями. Они друг для друга – единственно авторитетные (и, соответственно, самые болезненные) критики, поэтому присутствие посторонних работает лишь как катализатор успеха/поражения.
Продолжительность – 3 часа 30 минут без антракта.
Спектакль создан фондом «Альма Матер» при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
Режиссер — Борис Павлович
Драматург — Элина Петрова
Художник — Катерина Андреева
Музыкальный руководитель — Анна Вишнякова
Креативный продюсер — Нина Михайлюк
Куратор — Екатерина Сухорукова
Действующие лица и исполнители:
Липавский Леонид Савельевич, философ – Яна Савицкая, Ксения Захарова
Липавская Тамара Александровна, его жена – Кристина Токарева, Александра Никитина
Хармс Даниил Иванович, литератор – Анастасия Бешлиу, Иван Кандинов
Введенский Александр Иванович, поэт – Евгений Анисимов, Екатерина Алексеенко
Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт – Дмитрий Крестьянкин
Олейников Николай Макарович, поэт – Наташа Розанова
Друскин Яков Семенович, философ – Юлия Захаркина
Данилов Дмитрий Дмитриевич, переводчик – Борис Павлович
Спектакль получил «Специальную Премию Жюри драматического театра и театра кукол» на «Золотой Маске» в 2020 году, а также номинировался на премии «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Яна Савицкая), «Лучшая женская роль второго плана» (Юлия Захаркина).
Это не документальное воспроизведение исторического периода, а попытка вглядеться в природу мышления, способов взаимодействия поэтов и мыслителей прошлого века.
Само название спектакля позаимствовано из главной философской работы Леонида Липавского – это вольная запись разговоров поэтов-чинарей, которые собирались в 1933-34 годах в его ленинградской квартире на Гатчинской улице, устраивая своего рода закрытые философские салоны, спонтанно превращавшиеся в перформансы. Липавский, являясь активным участником разговоров, естественно, вёл записи постфактум, так что мы не можем относиться к его тексту как к историческому документу – скорее, это авторское произведение, жанр которого сам Леонид Савельевич определял как «фотографирование разговоров». Если следовать фотографической аналогии, перед нами не репортажная, а постановочная, в высшей степени субъективная съёмка. Тем не менее, текст Липавского в любом случае является документом, так как запечатлел один из важнейших литературных хеппенингов ХХ века.
У спектакля нет единственной линии повествования, герои распределяются в пространстве, одновременно парами и тройками сходясь в словесных поединках в разных местах. У зрителей есть возможность выбирать, где и за кем им следить. Время от времени случаются зоны молчания, или все, устав от напряжения мысли, садятся пить чай. Сложные отношения «чинарей» держат основной конфликт действия именно между героями, а не между ними и зрителями. Они друг для друга – единственно авторитетные (и, соответственно, самые болезненные) критики, поэтому присутствие посторонних работает лишь как катализатор успеха/поражения.
Продолжительность – 3 часа 30 минут без антракта.
Спектакль создан фондом «Альма Матер» при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
Режиссер — Борис Павлович
Драматург — Элина Петрова
Художник — Катерина Андреева
Музыкальный руководитель — Анна Вишнякова
Креативный продюсер — Нина Михайлюк
Куратор — Екатерина Сухорукова
Действующие лица и исполнители:
Липавский Леонид Савельевич, философ – Яна Савицкая, Ксения Захарова
Липавская Тамара Александровна, его жена – Кристина Токарева, Александра Никитина
Хармс Даниил Иванович, литератор – Анастасия Бешлиу, Иван Кандинов
Введенский Александр Иванович, поэт – Евгений Анисимов, Екатерина Алексеенко
Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт – Дмитрий Крестьянкин
Олейников Николай Макарович, поэт – Наташа Розанова
Друскин Яков Семенович, философ – Юлия Захаркина
Данилов Дмитрий Дмитриевич, переводчик – Борис Павлович
Спектакль получил «Специальную Премию Жюри драматического театра и театра кукол» на «Золотой Маске» в 2020 году, а также номинировался на премии «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Яна Савицкая), «Лучшая женская роль второго плана» (Юлия Захаркина).